Права потребителя
Потребителем признается гражданин, который приобретает у Дизайнера работы исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Если у вас такой Заказчик, тогда его интересы охраняет Закон о защите прав потребителей. Специфика такого закона подразумевает, что работы для такого Заказчика должны быть выполнены Дизайнером с должной степенью умелости и заботы, а также соответствовать описанию и требованиям, изложенным в договоре.
Чаще всего споры с потребителями связаны с двумя основаниями – недостатки результата работ и нарушение сроков их выполнения. Такие основания могут возникать как по отдельности, так и вместе.
Важно, что для каждого из них установлены свои последствия.
Недостатки в работе
Если Заказчик обнаружил недостатки в работе, он вправе требовать от Дизайнера:
- безвозмездного их устранения;
- соответствующего уменьшения цены работы;
- безвозмездного повторного выполнения работы;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.
Заказчик вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы.
Нарушение сроков
Если Дизайнер нарушил сроки выполнения работы - сроки начала или окончания выполнения работы или промежуточные сроки выполнения работы или во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, Заказчик по своему выбору вправе:
- назначить Дизайнеру новый срок;
- поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от Дизайнера возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены за выполнение работы;
- отказаться от договора и возвратить уплаченную стоимость.
Заказчик вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы.
Важно!
И нарушенные сроки, и выявленные недостатки дают Заказчику-потребителю основания требовать от Дизайнера их устранения в установленный срок - в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
В случае нарушения этих сроков Дизайнер уплачивает Заказчику-потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы, а если цена выполнения работы договором о выполнении работ не определена - общей цены заказа.
Обратите внимание!
Всякие попытки аннулировать и (или) уменьшить права потребителя в тексте договора - будут бесполезны. Это означает, что любые положения договора, нарушающие установленные законом права потребителя, будут признаны ничтожными. В большинстве случаев суд выносит решение в пользу потребителя, когда условия договора находятся в разрезе с действующим законом.
Вот пример из судебной практики
Гражданка В. (далее – Заказчик) обратилась в суд с иском к Дизайнеру о защите своих нарушенных прав.
Заказчик пояснил, что заказал у Дизайнера проект интерьера своего жилого помещения. В задании стороны указали сроки выполнения работ 14 календарных дней с даты получения Дизайнером денежных средств в сумме 25 тыс. рублей. Указанную сумму Дизайнер получил, но работы в установленный срок не выполнил.
Заказчик письменно потребовал от Дизайнера закончить работы и передать готовый проект в течении еще 10 календарных дней. В ответ Дизайнер обвинил Заказчика в том, что не получил от него достаточных сведений для проекта. Спустя еще месяц Заказчик потребовал вернуть ему уплаченные им денежные средства. Однако Дизайнер отказал ему, ссылаясь на свои трудозатраты, что привело к судебному разбирательству спустя шесть месяцев.
В суде Дизайнер пояснил, что закончил проект и готов передать его Заказчику. Заказчик требовал взыскать с Дизайнера убытки, поскольку уже утратил интерес к проекту.
Защищая права Заказчика, суд руководствовался законом «О защите прав потребителей» и привлек Дизайнера к следующей ответственности.
1. Убытки в размере стоимости работ - 25 тыс. рублей.
2. Неустойка за отказ удовлетворить требования потребителя. Дизайнер обязан выплатить Заказчику неустойку за отказ удовлетворить требования (потребителя), изложенные в претензии. А это 3% от общей стоимости проекта за каждый день просрочки. С даты получения претензии до обращения Заказчика в суд прошло 6 месяцев или 182 календарных дня. Три процента от стоимости работ – 750 рублей. Итоговая сумма неустойки составила 136 500 рублей (750 рублей х 182 дня). Поскольку сумма неустойки не может превышать общей стоимость работ, суд взыскал с Дизайнера 25 тыс. рублей.
3. Компенсация морального ущерба. Присуждение 10 тыс. рублей за моральный ущерб указывает на признание судом факта негативного воздействия действий Дизайнера на эмоциональное состояние Заказчика.
4. Штраф. При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. Размер штрафа составляет 50% от взысканной суммы. Это еще 30 тыс. рублей (25 тыс + 25 тыс + 10 тыс. / 2).
5. Расходы на адвоката и госпошлина. Обязанность возмещения Заказчику расходов на юридическое представительство и судебные издержки увеличит общую сумму взыскания в среднем на 30 тыс. рублей.
Итого: 120 тыс. рублей.
Обратите внимание!
В некоторых случаях суд мог дополнительно взыскать с Дизайнера сумму возмещения расходов Заказчика, понесенных им на устранение недостатков силами третьих лиц. Например, если Заказчик заказал аналогичный проект у другого Дизайнера и оплатил его.
Ущерб репутации и иные расходы. Обращение Заказчика в правоохранительные органы, вероятно, привело к дополнительному ущербу репутации Дизайнера. Хотя этот ущерб трудно квалифицировать в финансовом выражении, его влияние, безусловно негативно.
Таким образом, данный пример - важное напоминание для Дизайнера о необходимости обеспечить качество своей работы.